21 декабря 2016
>

История пуговицы


Пуговица - представляет собой круглый диск с двумя или четырьмя сквозными отверстиями посередине, также бывают квадратные, треугольные, цилиндрические или шарообразной формы. Количество отверстий тоже может быть любым. За столетия пуговица значительно эволюционировала в своем внешнем виде, многие из них стали произведением искусства и даже хранятся в музеях. А коллекционирование пуговиц - называется филобутонистика.

Так таковая история пуговицы началась около семисот лет назад. Кто именно изобрел пуговицу - имя этого человека история не сохранила. Одни ученые считают, что это были греки или римляне, другие - что пуговица берет свое начало из Азии. В те времена она делалась, в основном, из слоновой кости. Женщины тогда почему-то полностью игнорировали это изобретение,  продолжая пользоваться булавками, пуговицы заинтересовали только мужчин. Древние люди вместо пуговиц завязывали узлом концы своей одежды или использовали шнуровку, булавки из шипов растений или кости. В Древнем Египте уже появились пряжки, где один кусок одежды продевался в отверстие, сделанное в другом, или концы просто завязывались. Самые древние пуговицы и похожие на них предметы, использовались как украшения - они были обнаружены в Индии в долине реки Инд, и относятся к эпохе Кот-Диджи Индской (до-хараппской) цивилизации (2800—2600 до н. э.). Подобные предметы эпохи бронзового века были найдены в Китае (2000—1500 до н. э.), а также на территориях Древнего Рима и Древней Греции. Пуговицы, изготовленные из ракушек, использовались в Индской цивилизации для декоративных целей. Некоторые пуговицы имели только правильные геометрические формы и отверстия, чтобы их можно было привязать к одежде с помощью нити. Такие пуговицы по началу использовались как украшение, а не как застёжка. Самые ранние из них найдены в Мохенджо-Даро, в долине Инда. Такие пуговки имели криволинейную форму и были сделаны около 5 тыс. лет тому назад. Функциональные пуговицы, сделанные уже из камня, были найдены в районе Гёбекли-Тепе на юго-востоке Турции, и датируются 1500 г. до н. э. Функциональные пуговицы, уже с петлями, для застёгивания одежды появились впервые в Германии в XIII веке. Они быстро получили широкое распространение в Европе и применялись при изготовлении облегающей одежды.

Пуговицы получили свое широкое распространение в период изобретения кроя, позволившего носить обтягивающую одежду, и превратились из предметов утилитарного назначения в предметы роскоши. Мужской костюм той эпохи, от подбородка до талии и от локтя до кисти, застегивался на часто посаженные пуговицы, количество которых было больше сотни. Когда европейцы стали шить и носить одежду, скроенную по фигуре, без пуговиц они уже не могли обойтись. Пуговицы стали важным опознавательным знаком в эпоху Возрождения, особенно когда наряд дамы могли украшать несколько сотен мелких пуговок, которые очень сильно напоминали бусы.  По пуговицам можно было оценить не только вкус хозяйки, но и размер кошелька ее спутника жизни. О чиновнике или военном, на чей мундир были нашиты литые пуговицы с гербами и символами рода войск, можно было узнать в разы больше – пуговица служила как опознавательный знак. Регламент тогда был строг. В допетровской России каждый вид платья предполагал конкретное число пуговиц: если к кафтану следовало пришить 3, 8, 10, 11, 12, 13 или 19 пуговиц, то к шубе – только 8, 11, 13, 14, 15 или 16. Самое большое количество пуговиц полагалось иметь на тегиляе (стеганом кафтане с коротким рукавом), который носили ратники и цари. Например, у Ивана Грозного на одном кафтане было 48 золотых пуговиц, а на другом –уже 68.

Своей изысканностью пуговицы демонстрировали богатство их владельца. Почти до XVIIIвека по ним определялось знатное происхождение. В те времена мужская одежда была не менее яркой, чем женская, и пуговицы делали из дорогих металлов, даже украшали драгоценными камнями. Сделанные из золота, серебра и слоновой кости, они символизировали достаток и высокое положение в обществе, например, в среде королей, аристократии и дворянства. Пуговицы из недрагоценных материалов – производились для солдат и слуг; а из стекла и дерева - уже для простых людей. Долгое время пуговицы служили именно декоративным украшением и изготовлялись даже из кораллов, янтаря и жемчуга. В начале XVIII века их стали делать из металла и меди, и почти до конца XIX века пуговицы были настолько дорогим товаром, что их перешивали с одной одежды на другую. Шуба могла стоить дешевле имеющихся на ней пуговиц. Некоторые предметы одежды зачастую имели более ста пуговиц. На мужское платье пришивалось так много пуговиц, до нескольких тысяч, что значительно утяжеляло общий вес одежды. История запечатлела такой факт, когда французский  король Франциск заказал для отделки своего бархатного костюма 13 600 золотых пуговиц. В современной мужской одежде декоративную функцию играет запонка, а до XIX века около 70 % пуговиц шло на мужскую одежду.

На сегодняшний день четкого регламента на этот счет нет, но появилась масса правила приличия: например, какие пуговицы должны быть на платье в стиле сафари, а какие - на костюме Chanel; сколько декоративных пуговиц должно быть на обшлаге рукава мужского костюма или сколько их должно быть застегнуто; или знаменитые металлические пуговицы для альпийских курток из шерстяного лодена должны быть обязательно украшены эдельвейсами. Исторически сложилось так, что пуговицы и застёжки на женской одежде обычно расположены с левой стороны. Скорее всего, это обусловлено тем, что во времена внедрения пуговиц мужчины чаще одевались самостоятельно, а женщинам приходилось помогать — поэтому на женской одежде пуговицы и застежки стали пришивать наоборот, т.е. зеркально, чтобы помощницам было проще это делать. Указ Петра I, предписывающий пришивать оловянные пуговицы к обшлагам рукавов солдатских мундиров с внешней стороны был полон тайного смысла: пуговицы не позволяли солдатам по привычке после еды вытирать рукавом рот и нос. Таким образом он  отучил солдат от дурной привычки, портившей мундирное сукно.

Вообще в прошлом пуговица была разновидностью важных магических амулетов и носила функцию по отпугиванию враждебных темных сил, была оберегом, отпугивала зло. На Руси именно эта функция пуговицы долгое время оставалась основной. Механизм «отпугивания» был прост: в полые пуговицы помещали дробину, кусочек металла, олова или небольшой камушек, которые при движении издавали приглушенный звук, напоминающий звук бубенца. Такие пуговицы могли быть просто пришиты к одежде без петли, не застёгивались и не имели утилитарной функции - именно эта роль пуговицы до поры до времени считалась в нашей стране основной. Найти пуговицу, даже сейчас, считается хорошей приметой, а если дорогу перебежала черная кошка, то достаточно просто дотронуться до пуговицы – и можно смело идти вперед. Когда подобные обереги вышли из употребления, Россия стала равняться на Европу, в том числе и в пуговичной моде.

Технология производства пуговиц также со временем совершенствовалась. Все прогрессивные идеи и новые технологии находили свое отражение в пуговичном деле. В XVI веке появились венецианские пуговицы, сделанные по технологии «cracle glass», когда стеклянная раскаленная пуговица резко погружалась в холодную воду, а образовавшиеся трещинки снова заливались стеклом - свет преломлялся в них, как в драгоценных камнях. На сто лет позже во Флоренции стали носить мозаичные «dura mosaic», собранные на золотом или серебряном каркасе из крохотных кусочков камня или стекла. Со временем мастера стали подкладывать под стекло цветную фольгу - такие пуговицы носили название «rhinestones». Пуговичное искусство достигло своего расцвета в XVIII веке, когда появились эмалевые застежки в виде миниатюр, копирующих работы Буше и Ватто. Пуговички «plique-a-jour» делали, наплавляя стекло и фарфор на сетку из проволоки, медной или золотой, а потом расписывали. Подобие венецианских «cracle glass» существовало и в Поднебесной, еще задолго до венецианцев. А в XV веке возникла японская фарфоровая школа «Сатсума», чьи мастера к XVIII столетию стали расписывать пуговицы пейзажами и цветочными букетами - причем только на экспорт, а вот кимоно просто подвязывали висящими на шнурках нэцке. Из фарфора в конце XVIII века делали китайские трафаретные пуговицы «china stencils», в основном они были черно-белые, голубые или темно-зеленые. Их сохранилось всего несколько десятков, а секрет росписи этого раритета, напоминающего мотивы модерна, до сих пор так и не открыт. Но это не помешало в 1930-х годах, после изобретения пластмассы, повторить трафаретные пуговицы в новом материале. 

Добавлено в Корзину

Закрыть

Спасибо, Ваш заказ принят.

Менеджер скоро свяжется с Вами!

Вы можете написать своему менеджеру
в личном кабинете или позвонить!

Личный кабинет Перейти в каталог

Выберите цвет

Зарегистрироваться

Забыли пароль?
Не беда!

Мы можем напомнить вам его за 10 секунд!

Для этого введите e-mail, указанный при регистрации.

Мы отправим вам письмо с инструкциями.

Вспомнили пароль?

Внимание!
Пароль хранится в зашифрованном виде.
Это гарантирует безопасность всех ваших операций.
Ваш пароль известен только вам.
Поэтому мы не можем сказать его вам лично или по телефону.

Я уже зарегистрирован